Как упорядочить финансовую ответственность сотрудников ?

Разрослась филиальная структура, есть обслуживающие подразделения, управляющая компания. Как упорядочить финансовую ответственность сотрудников ?

Ответ: Этот вопрос надо решать последовательно. Во-первых, необходимо утвердить четкую организационную структуру предприятия. Во-вторых, прописать ответственность сотрудников в части финансовых действий. Для этого выделяются Центры финансовой ответственности (ЦФО) , которые связываются с организационной структурой предприятия. За каждым центром закрепляется ответственное должностное лицо.

Вопрос: Какие финансовые подразделения необходимо создать, чтобы эффективно контролировать выполнение бюджетов ?

Ответ: В зависимости от масштабов предприятия функции финансового контроля могут выполнять отдельно назначенный бюджетный контролер или целый отдел, но самое главное, распределить функции финансового планирования и финансового контролинга между разними людьми.

Вопрос: Какие принципы бюджетирования наиболее приемлемы для акционеров ?

Ответ: Есть акционеры, которые самостоятельно устанавливают финансовые показатели на год и доводят до руководителей бизнеса, которые в дальнейшем обязаны обеспечить их выполнение, так называемый принцип «сверху вниз». Но чаще при построении прогнозов на год ориентируются на первичную информацию от подразделений – принцип «снизу вверх». Информация проходит несколько циклов обработки : составляется бюджет продаж , доводится до производственных подразделений, далее составляются бюджеты производства, оценивается техническая возможность выпуска необходимого для количества продукции, если производственных мощностей не хватает, принимается решение о корректировке бюджета продаж или о расширении производственных мощностей.

Вопрос: Каким документом регламентируется порядок составления бюджета на год ?

Ответ: Порядок составления бюджета определяется в «Положении о бюджетировании компании», которое вводится приказом по предприятию с указанием сроков и последовательности предоставления бюджетов. «Положение о бюджетировании компании» - объемный документ, который описывает все виды бюджетов, которые составляются на предприятии, описывает все разрезы информации, которую необходимо внести в бюджет, объясняет правила составления и заполнения бюджетных форм , отражает последовательность передачи информации от подразделения к подразделению, определяет глубину планирования. Документ необходимо подготавливать заранее и обсуждать со всеми участниками процесса бюджетирования.


Вопрос через сайт компании Ace Consulting: 

Ф.И.О.:
 Грибанов С.П.
Юридическое лицо: ООО "Регионснаб"
www.regbeton.ru

Ответ подготовлен

Начальником отдела бизнес планирования и маркетинга 
Задеракой Александром Васильевичем.