ПУБЛИКАЦИИ

Одним из наиболее важных преимуществ анкетирования, как формы опроса, является самостоятельность принятия решений респондентом. Маркетолог или другое лицо, проводящее опрос, только поясняет некоторые вопросы, и правила заполнения анкеты, ни в коем случае не оказывая давления на принятие решения опрашиваемым. Присутствуя при заполнении анкеты, маркетолог также занимается самоконтролем – выявляет недостатки анкеты – непонятные пункты, излишние или недостающие аспекты опроса. Проанализировав результаты анкетирования, можно не только получить количественную информацию и провести её сегментацию, но и получить причинно-следственную связь, изучив зависимость ответов на одни вопросы по отношению к другим.

Очное анкетирование.

Если опрос не требует конкретной направленности на жителей определённых домов и районов, то наиболее выгодно и удобно его проводить в общественных местах: на улице, в торговых центрах. В данном случае, практически исключено влияние других респондентов на опрашиваемого, компания привлекает к себе дополнительное внимание потребителей, есть возможность опроса потребителей из различных классов, и различного половозрастного сегмента, в их реальном соотношении. 

Если предприятие проводит дегустацию, презентацию, или участвует в выставке, то это также является удобным моментом для проведения анкетирования, что одновременно помогает узнать пожелания потребителей и повысить имидж предприятия, проявляя заботу об интересах покупателей, и стремление меняться в соответствии с его пожеланиями. 

Также важными аспектами, почему следует выбирать очное анкетирование, являются скорость и почти 100% возврат анкет. При профессиональной работе маркетолога или интервьюера количество отказов может быть всего около 2%, конечно, это также зависит от времени и места анкетирования и от того, насколько потенциальные респонденты знакомы с тематикой опроса. Для составления анкеты из 10-15 вопросов, опроса 100-150 человек, и анализа в спокойном режиме достаточно 3-5 дней: 1 день на составление и тестирование, 2 дня на проведение опроса и 1-2 дня на анализ и составление отчёта.

Проведение заочного анкетирования имеет ряд сложностей. Недостатками почтового опроса является то, что респонденты не спешат предоставить ответы на высланные им по почте или электронной почте анкеты. Более того, многие и вовсе не отвечают – количество подобных респондентов, когда рядом нет маркетолога или интервьюера, который своим обаянием добивается взаимодействия, может достигать 90%. Сложно убедиться в достоверности информации: так, например, анкету для бабушек может заполнить несовершеннолетний. Для рассылки анкет необходимо иметь огромную базу почтовых или электронных адресов с данными о респондентах.

Тогда зачем пользоваться подобным видов опросов спросите Вы, если с ним столько проблем ?

Всё это уравновешивает значительный ряд достоинств, и к тому же, возможность решить перечисленные выше проблемы. Одним из главных достоинств является возможность охвата респондентов на огромных территориях и в труднодоступных местах. Выгодно использовать заочное анкетирование, если у Вас есть база респондентов. Также заочное анкетирование удобнее использовать, если нужный Вам сегмент разбросан по разным уголкам, и на то, чтобы найти респондента и добиться его внимания, уйдёт усилий и времени больше чем на сам опрос. Лучшего всего, чтобы это был плановый опрос, о котором известно заранее и его результаты не нужны срочно, тогда используя заочную форму опроса, можно сэкономить рабочее время, уделив его лишь рассылке и обработке полученных результатов. Ещё одним достоинством является отсутствие зависимости ответов опрашиваемого от личности интервьюера.

Для того чтобы увеличить скорость и процент возврата анкет, существует ряд эффективных мер. Первой мерой является эффективное вводное письмо, в котором обязательно нужно рассказать респонденту о том, насколько важны его ответы, и каким образом он может оказать влияние на дальнейшие изменения в продукции или услугах, выразив своё мнение, какую пользу он принесёт себе, окружающим и компании проводящей опрос. Если это бумажное письмо, то значительную роль сыграет дополнительный конверт для ответа с маркой и обратным адресом. Также неплохо, если в нём будет содержаться фирменный календарик в подарок. Если это электронное письмо, то ссылки на сайт предприятия, могут повысить желание контактировать, после получения респондентом дополнительной информации. Есть вариант проводить опрос, используя прессу. Можно ускорить ответы и увеличить их количество предложив отвечающим розыгрыш призов или скидки. Но, в подобных случаях, следует также осторожно относиться к результатам, особенно, если Вы опрашиваете не официальных представителей компаний, а конечных потребителей, т.к. ответы Вам вышлет особый сегмент активистов, психотип которых может быть отличен от общей массы сегмента, и соответственно будут отличаться их ответы.

Таким образом, проводить ли Вам очное или заочное анкетирование, следует решать исходя из поставленных сроков и особенностей сегмента, на который направлены Ваши исследования.

Статья подготовлена
Начальником отдела бизнес планирования и маркетинга 
Задеракой Александром Васильевичем. 

<< назад